На главную | "Контактный" Чат | Форум | Гостевая книга | Фотогалерея | |
КОНТАКТ МОНЧЕГОРСК | |
Мончегорская молодёжная газета "Контакт" |
|
\Молодёжные новости
UPMK.Narod.Ru
|
Группа продленного детства Зачем быть умным? Прощаться с детством не хочется никому. Как хорошо было бы навсегда остаться ребенком! Всю жизнь носиться по двору, слушать сказку на ночь, жить в собственном фантастическом мире, который в любой момент и без малейших усилий можно изменить так, как тебе хочется. Не знать тяжелого труда, горьких разочарований, мрачных раздумий. И чтоб всегда была под рукой мама, которая накормит, утешит, обласкает и все-все за тебя решит... Но собственное детство ушло. Ничего с этим не поделаешь. Остается одно – продлить детство своему подросшему ребенку. Позволить ему еще немного пожить в сказке, заслонить от взрослых забот и невзгод. Вроде бы благородное намерение, не правда ли? Но
вот что из этого получается... - Провожу тренинговое занятие для девочек-одиннадцатиклассниц, - рассказывает мне психолог. - Задаю ситуацию: «Девочки, вы поступаете в институт и проспали на собрание абитуриентов. Вам нужно выяснить, что говорилось на этом собрании. О чем вы будете спрашивать и у кого?» Они даже не знают, какие факты им нужно выяснить. Они не понимают, о чем идет речь. - То есть как это? - Не понимают, где и какие сдавать экзамены, как заселяться в общежитие. Ведь все эти знания им очень скоро понадобятся! Через несколько месяцев придется осваивать абсолютно новый вид деятельности, учебу в вузе, а они об этом вовсе не думают. Родители часто говорят: «У них розовые очки». А кто надел на них розовые очки? Сами же родители. У ребенка все установлено в жизни. Надо ходить в школу. Надо заниматься спортом. Или музыкой. Или рисованием. А зачем надо? Может, вовсе и не надо? Спросила однажды у ребенка на консультации: «Зачем ты в школу ходишь?» «Надо». «Зачем надо?» «Ну-у... чтоб умным быть». «А зачем тебе умным быть?» Он не знает... Не знает, зачем быть умным!» Дети не думают о том, что они будут делать завтра. В отличие от взрослых, они живут одним днем. Сегодняшним. Поиграть в компьютер, посмотреть телевизор... Это вся их перспектива. «Вчера» не имеет для них отличия от «завтра». Что их может ожидать, когда они повзрослеют? А вот что. ...Явился в гости приятель, пьяный вдрызг. Тридцативосьмилетний мужчина. Размазывая по лицу слезы, рассказывает о своем разводе с женой. «Почему ты мне не сказал, что она такая?! Ведь ты думал! Ты подозревал! Ты так хорошо разбираешься в людях... Почему ты еще на свадьбе не сказал мне, что она такая?» (К сведению читателя: на свадьбе я не был и понятия не имел о характере его избранницы). Потом разговор плавно перетек на его неудавшуюся профессиональную карьеру. И снова причитания: «Мне мать не позволила учиться в техникуме... Иди, говорит, работай... Вот и маюсь теперь, зарплата пять тысяч». (И снова к сведению: его мать умерла около семи лет тому назад). Командировка в будущее Что мы делаем, когда нам нужно срочно отправиться по делам в далекий чужой город на несколько дней? Естественно, заранее покупаем билеты на поезд, самолет или автобус. Заранее! Потом припоминаем, нет ли в том городе у нас знакомых или родственников, у которых можно было бы остановиться на эти несколько дней. Если приютить нас некому, то звоним в гостиницу и заказываем номер. Прикидываем, сколько денег нам потребуется на поездку. А может, заодно купить что-нибудь для дома? Десятки действий, десятки вариантов. И все для того, чтобы избежать любых неприятных случайностей, чтобы предусмотреть все или почти все. Ведь не придет же нам в голову укатить в Петербург, скажем, прямо сегодня вечером? Забыв о том, что завтра нам на работу, что в Петербурге, возможно, нам будет негде жить... И в довершение всего забыть захватить с собой денег на обратный билет. Будущее ребенка вполне можно сравнить с этой нашей командировкой. Только для вечной командировки в будущее нужно в десять тысяч раз больше предусмотрительности, в десять тысяч раз больше запасных вариантов. Ведь из будущего нельзя вернуться в прошлое, как в родной теплый дом, отдохнуть там немного, и снова – вперед. Даже мы, взрослые, разумные люди, не можем все предусмотреть, планируя недолгую поездку по делам. Разве сможет это сделать РЕБЕНОК, планируя не трехдневный маршрут, но свою жизнь? Сможет ли он без нас хотя бы осознать, что его будущее нуждается в планировании так же, как школьный день – в расписании уроков? Перспектива – вот что важно. Ее нужно строить перед ребенком с раннего детства. Перспектива жизни должна расстилаться перед его мысленным взором, будто автомагистраль с дорожными знаками на обочинах. Здесь заправочная станция. Здесь замедлить скорость. Крутой подъем. Опасный поворот. Шофер должен умело вести машину и читать знаки, иначе путь неизбежно окончится несчастьем. Воспитывать – себя! Что такое перспектива жизни? Это прежде всего система запланированных шагов. Знание, для чего мы собираемся предпринять тот или иной шаг и к чему он может привести. Как вы считаете, это просто? Это сложно, очень сложно, даже для взрослого. А для ребенка – тем более. Его необходимо учить этому. А для этого – разговаривать с ним о будущем. О том, каким он видит себя, когда вырастет, кем он хотел бы стать и что для этого необходимо. Для начала нужно перестать требовать от ребенка беспрекословного, нерассуждающего послушания. Тривиальная ситуация. Ребенок не желает наводить порядок на своем рабочем столе. Настойчивые просьбы мамы в конце концов превращаются в претензию: «Я стараюсь для тебя, стараюсь, а ты даже со стола убрать не можешь». Стараетесь? Может быть. Но в чем это старание выражено? Вы его поите, кормите, одеваете. Прекрасно. А вот учите ли вы вашего ребенка быть самостоятельным? Вы ЗАСТАВЛЯЕТЕ его убирать вещи, вытирать пыль, мыть посуду, ходить на секцию. Но он не понимает, ЗАЧЕМ ему все это делать. Для чего ему порядок на столе, если бардак удобнее? Как может звучать просьба убрать со стола? Она должна иметь какое-то обоснование. Можно попытаться сформулировать ее так: «Я вижу тебя в будущем крупным бизнесменом. Не знаю, красиво ли будет выглядеть беспорядок на столе в твоем офисе? Он всех твоих деловых партнеров отпугнет». Не нужно говорить подростку, что настольный хаос (либо лень, курение, агрессивность, пьянство, наркомания) – это плохо. У подростка свой собственный, автономный уровень нравственности. Он сам решает, что хорошо, а что плохо, и в этом вопросе мама для него не авторитет. Потому что система «что такое хорошо и что такое плохо» не была сформирована заранее. Мама не объясняла ребенку, почему ЭТО – хорошо, а ТО – плохо. Итог – у подростка своя собственная, зачастую ужасающая система нравственных ценностей. Мама обязана растолковать, почему хорошо и почему плохо, привязывая это объяснение к жизни самого ребенка. «Плохо – потому что ты со временем станешь тем-то, и если... Хорошо – потому что тебе это поможет в жизни добиться того-то, и поэтому...». Неплохо
было бы и нам самим кое-чему поучиться...
Ребенок – это наше зеркало. А мы - часто
ли мы задумываемся над тем, как и для
чего живем? Пытаемся ли четко
представить итоги наших поступков? Я
думаю, что редко. Настолько редко, что
вообще отвыкли размышлять над привычным
ходом вещей. Для чего мы ходим на работу?
Как мы выполняем свое дело, хорошо или
плохо? Зачем заводим детей? А теперь
скажите – имеем ли мы право требовать от
детей самостоятельных мыслей и
поступков, если сами привыкли к
универсальной формуле «как все»? А если
ребенок спросит нас: «Почему тебе можно,
а мне нельзя?» И нам нечего будет
ответить. Алексей Михайлов. Выражаю благодарность сотрудникам центра психолого-педагогической помощи детям «Доверие» за помощь в подготовке материала.
|
|
||||||
|
WebMaster
© 2003 Copyright by D. Rusakov
Издание
основано 14.12.2001
Использование
материалов возможно только при ссылке на www.kontakt-smi.narod.ru
Статьи и изображения принадлежат их
авторам