Кайтер финиширует. Цветной купол
кайта рвется в синеву, пронизанную
солнечными лучами. Главный судья
вглядывается сквозь окуляры бинокля в
номер на комбинезоне спортсмена. Не так
то просто разглядеть эти цифры, когда
вокруг нестерпимо блестит на солнце
ледяная гладь Имандры... И тут становится
слышен негромкий, но яростный звук. Это
режут прозрачный воздух туго натянутые
стропы кайта. На скоростных гонках
кайтеров этот звук запомнился мне
больше всего. Звук ветра, плененного
яркой тканью, звук простора, свободы,
полета.
Северный Каzантип
10 апреля. Открытие III ежегодного
фестиваля зимнего ветра "IMANDRAproject".
Погодка прекрасная, ветра бы только чуть-чуть
побольше... Небольшие приветственные
спичи произносят
председатель спорткомитета города
Вячеслав Моисейкин и главный
организатор фестиваля Валентин Смирнов.
В голосе Валентина столько сдержанной
теплоты, что становится понятно: здесь
собралась компания друзей, хотя не все
из них знакомы друг с другом.
Грузимся в потрепанный "Икарус" и
прибываем на Риж-губу. Почти на середине
залива - финишная площадка. Над ней уже
реет разноцветная стая кайтов. Скользят
поодаль серферы на своих парусных
монолыжах. Сегодня по плану скоростная
гонка, по три заезда кайтеров и серферов.
Участники регистрируются, и вот, наконец
-
На старт!
Взмах флажка. Длинный сигнал вишневой
"девятки", стоящей на финишной
площадке, с разложенной на капоте схемой
маршрута гонки. Великолепное зрелище -
более двух десятков кайтеров
одновременно ринулись по гоночной
трассе. у кого-то перепутались стропы,
гонщики валятся на лед, выражая свои
эмоции не слишком печатно. Торопливо
распутывают снаряды и бросаются
догонять остальных. Карнавально-яркая
стая кайтов быстро пропадает из виду -
скорость километров пятьдесят в час.
Говорят, ерунда, был бы ветер посильнее,
можно и сотню выжать. А можно и вообще
взлететь, если очень захочется, только
больно будет приземляться на голый лед.
Ну вот, скрылись... Теперь придется
немного поскучать, подождать и
померзнуть. Победители
Ветерок на Имандре побаловал пилотов
своим присутствием только 10 апреля.
Затем на два дня он исчез. В середине дня
13 апреля с Имандры пришлось
перебазироваться на Мончеозеро, где
ветер был посильнее. Там состоялись все
остальные состязания.
В соревнованиях на установление рекорда
скорости - 74 километра в час - победил
чемпион мира Алексей Ражев (Тюмень). Он
же стал победителем в скоростных гонках.
На втором месте Владимир Захаров (Новосибирск),
на третьем - Фарид Арсланов (Мурманск). Во
фристайле победил Александр Мусатов (Москва),
второе место у Николая Мамонтова (Москва),
третье - У Василия Лигинченко (Москва). В
женском зачете по фристайлу победила
Валентина Абаева (Мончегорск), второй
была Надежда Туманова.
Из-за безветрия на Имандре так и не
состоялся "гвоздь" фестиваля, 100-километровый
супермарафон. После переселения на
Мончеозеро. некоторые из пилотов
остались на Имандре в надежде дождаться
ветра. И дождались-таки его - во второй
половине дня. Нескольким участникам
проекта удалось пройти расстояние около
50 километров - до Екостровского моста и
обратно. Покатушка была неплохая, но в
зачет она не пошла.
- В целом народ доволен, конечно, -
делился впечатлениями главный
организатор фестиваля Владимир Смирнов.
- Очень обидно только, что не состоялся
супермарафон. В принципе, участники
парусных соревнований довольно
спокойно относятся к таким вещам -
погода есть погода, ничего тут не
поделаешь...
Блиц-интервью с участниками
фестиваля(10 апреля)
Андрей Антонов (клуб Stray Kites,
Санкт-Петербург)
- Вы давно кайтингом занимаетесь?
- с 1986 года. Ездил на беговых лыжах,
используя небольшой десантный парашют.
Потом делал различные самодельные
парашюты. Летаю иногда на параплане, но
нечасто здесь, на Севере, для
парапланериста место не очень хорошее.
Нет теплых восходящих потоков, и
парапланеризм, по сути, сводится к
прыжкам с парашютом...
- Наверное, каждую зиму куда-нибудь
уезжаете покататься?
- Да, в общем-то, и летом тоже.
- Кем вы работаете?
- Воздушными змеями занимаюсь.
Изготовление, прокат, обучение,
снаряжение... Иногда поражаюсь - есть
люди просто гениальные, на первый-второй
день обучения уже начинают нормально
кататься, завидую таким...
Валентина
Абаева (чемпионка мира по кайтингу,
Мончегорск)
- Каков сегодняшний денек с кайтерской
точки зрения?
- Денек хороший, только ветра маловато...
Но у кого есть большие змеи, метров 12
квадратных, для тех все нормально.
- А какой купол у вас?
- Семерка. Но это тоже неплохо, потому что
если у меня будет купол больше и подует
сильный ветер, то меня с моим весом
просто унесет.
- Тренируетесь много?
- Пока в Мончегорске - каждый день
катаюсь. В Москве времени поменьше,
выезжаю где-то раз в неделю. Постоянно
езжу на соревнования, там больше
тренируюсь.
- Супруг ваш к этому как относится?
- А он сам организатор сегодняшнего
соревнования.
Андрей Бартенков (работник цеха МТО
комбината "Североникель",
Мончегорск)
- Вы ездите на кайте?
- Нет, на буере. Это фанерная штука такая,
чем-то лодку напоминает, длинная.
Впереди конек. Под тобой деревянная
балка. На ней закреплен парус. Ты
ложишься под парус на спину. Если на льду
нет снега, сопротивления практически
никакого, и скорость... Мы однажды
километров сто развили.
- При сегодняшнем ветре какую скорость
может развить буер?
- Километров 60 в час.
- В сегодняшней скоростной гонке
участвуете?
- Нет. Если все будет нормально, завтра
буду участвовать в супермарафоне. да,
хотелось бы через газету поблагодарить
начальника моего цеха Александра
Григорьевича Акимова и начальника
участка Ирине Петровне Покрашенко за то,
что они дали мне возможность
поучаствовать в соревнованиях.
Сергей Лаврентьев (Ассоциация Кайтинга
России, Мончегорск). После скоростной
гонки.
- Как прошла гонка?
- Оборвал в первом заезде четыре
купольных стропы (как потом
обнаружилось все шесть и некоторые
неправильно в спешке подвязал), шел с
площадью кайта гораздо меньшей, чем у
фаворитов гонки, с нарушеной геометрией.
Повреждения были и у других... Ну, а в
целом - нормально для первого раза в этой
дисциплине. Был бы где то пятнадцатым
если бы не свалка в последнем заезде у
первого поворотного знака - просто
повезло, что смог отуда выбраться раньше,
чем другие и по итогам стал одинадцатым.
- Какие условия для кайтинга самые
лучшие?
- Ровный сильный ветер и твердый, почти
каменный наст или мягкий лед. Сегодня
были очень хорошие условия, ветра правда
маловато. По рассказам, такая обстановка
преобладает в Финском заливе, катание
комфортнее, дуют ровные бризы. У нас
условия пожеще, но есть свои секреты как
с ними справиться, для опытных пилотов -
самое то. Озер у нас на любой вкус и цвет,
берега и дороги рядом - рай для кайтера.
Сезон гораздо длинее, чем в других кайт-местах,
как то был эпизод покатушек 12 мая, а
открывали этот сезон в третью неделю
октября!
Алексей Ражев (чемпион мира по
кайтингу, Тюмень)
- Где вы работаете?
- В нашем яхт-клубе. Работа позволяет
сочетать хобби и заработок. Кайтинг,
собственно, один из видов парусного
спорта. В отличие от яхты, он прибавляет
момент полета, что и привлекает... На
кайте можно оторваться от земли, причем
неслабо оторваться.
- Вы занимаетесь кайтингом давно?
- Да нет, два года...
- И за эти два года стали чемпионом мира?
- Помогла парусная практика на яхтах и
горнолыжный спорт, которым тоже
занимаюсь. Начинал с парусных лыж, в 1983
году, достаточно давно.